12 июня 2017 года в силу вступил закон “О потребительском кредитовании”. Главная его задача заключалась в защите и расширении прав заемщиков. В рамках проекта USAID “Трансформация финансового сектора” было проведено исследование по поводу того, насколько сильно изменилось кредитование, и придерживаются ли финансовые организации действующего законодательства.
Татьяна Грищенко, юридический руководитель проекта, отметила негативную статистику по данному вопросу. По ее словам, многие финансовые учреждения игнорируют нормы закона, что выражается в закладывании в кредитные договора несправедливых и рискованных для заемщика договоренностей. Исследование было проведено в шести украинских городах с помощью тайных покупателей. В ходе проверки были проанализированы схемы работы 147 банков.
Реклама построена на лжи
415 экземпляров рекламной продукции попали под тщательный анализ специалистов. Результаты оказались печальными:
- 28% рекламы – полезная для клиента информация, а есть остальные просто льют воду. В принципе, это не является нарушением закона, однако говорит о плохой подаче информации клиенту, что, в свою очередь, приводит к попаданию человека в ловушку к недобросовестному кредитору.
- 10% рекламы являются обманом, прямо запрещенным законодательством. Например, разрекламированные беспроцентные и бесплатные кредиты нередко скрывают дополнительные комиссии.
Клиент приходил в учреждение за банковским кредитом, в рекламе о котором была ставка 0%. Однако при оформлении выяснилось, что существует разовая комиссия в размере 4% от суммы кредита.
“Кредит под 0,01% первые три месяца” – еще один случай обмана. В договоре ничего не указывалось о том, какими будут проценты по истечению этого срока. Кроме того, тайному покупателю при оформлении сообщили, что нужно оплатить одноразовую комиссию – 13% от суммы кредита. Как видим, ни о какой выгоде для клиента в данном случае речь не идет. Самые обыкновенные акции скрывают кабальные условия кредитования. Чтобы не попадать в неловкую ситуацию типа “лохотрон”, нужно хорошо изучить вопрос о том, как же на самом деле банки выдают кредиты.
Заемщикам не предоставляют полную информацию о займах
Паспорт потребительского кредита – это документ, содержащий информацию о кредитной сделке. В нем должны быть четко описаны такие нюансы кредитного обязательства:
- процентные ставки и сроки;
- возможность пролонгаций договора;
- размеры ответственности заемщика за просрочку.
Подобная информация помогает человеку вникнуть во все подробности соглашения. Выдача паспорта предусмотрена законом “О потребительском кредитовании”. Как выяснилось, только 15% финансовых учреждений выдают своим клиентам этот документ. Остальные устно посвящают заемщика в условия или отправляют за поисками информации на веб-сайт компании в интернете.
Ситуацию омрачил еще и тот факт, что из вышеуказанных 15% большинство банков выдают документ заполненным лишь наполовину. Как видим, люди не получают полного представления об условиях кредитования, поэтому не могут сопоставить их с другими предложениями и принять взвешенное решение. Напомним о том, что Finme.ua – это платформа с подробным описанием лучших финансовых компаний Украины. У нас вы найдете честные характеристики банков без подводных камней и пиара.
Консультанты не договаривают
Практически все тайные покупатели исследования получили информацию о возможности досрочного погашения кредита. Однако о том, что можно отказаться от кредита в течение 14 дней после оформления, вернув при этом деньги банку, никто не сообщал. Всего лишь несколько клиентов узнали об этом от консультанта. Но, поинтересовавшись подробностями данной процедуры, внятного ответа на свой вопрос не получили.
Скрытность процентной ставки – еще одна проблема. Настоящая процентная ставка по кредитам оказалась самой страшной банковской тайной. Исследование показало грандиозную разницу между реальными и номинальными процентами. Вот такая печальная картина была получена в ходе проведения проверки.
Почему же финансовые учреждения игнорируют закон? Исследователи назвали две причины – отсутствие общественных организаций по защите прав потребителей, а также недостаточные полномочия финансового регулятора банковского сектора, то есть Нацбанка.