Социологическая группа “Рейтинг” по заказу Международного Республиканского Института провела опрос среди украинского населения. Исследование финансировалось Агентством США по международному развитию – USAID.
Изучение динамики общественно-политических взглядов в Украине – такова задача данного мероприятия. Исследование было проведено в июне текущего года во всех регионах Украины, кроме временно оккупированных территорий. В нем приняли участие 2400 совершеннолетних украинцев, имеющих право голоса на выборах. Опрос проходил в форме личного интервью у респондента дома. Каким оказался результат – рассмотрим подробнее.
Как узнают новости украинцы?
Людей выбирали по полу, возрасту, региону проживания и размеру населенных пунктов. Нужно было ответить на вопрос о том, с помощью каких источников они получают политическую информацию. По ответам респондентов исследователи выделили тройку лидеров, а именно:
- Общенациональное телевидение – 75% украинцев узнают последние события по ТВ.
- Интернет – 39% опрошенных получают свежие новости в Сети.
- Сарафанное радио – 33% респондентов о важных событиях в политической жизни страны узнают из рассказов родственников и друзей.
Полученные результаты продемонстрировали неоспоримое лидерство телевидения. 75% опрошенных жителей страны отдали свой голос именно за этот источник информации.
Доверяют ли граждане всему, что слышат и видят?
Несмотря на лидерство телевидения, 44% участников скептически относятся к тому, что слышат с экранов телевизоров. По их словам, телевидение дает дезинформацию, которая порой очень сильно отличается от действительности. 15% респондентов ответили, что часто встречаются с фейками и на веб-ресурсах, а еще 14% украинцев замечали ложь в соцсетях. Интернет также не всегда говорит правду – еще одно мнение граждан.
В ходе эксперимента специалисты отметили, что предпочтение смотреть новости и телепрограммы связано с возрастом:
- 84% – люди старше 51 года.
- 77% – респонденты от 36 до 50 лет.
- 61% – граждане от 18 до 36 лет.
С Интернетом ситуация выглядит абсолютно по-другому. Чаще всего веб-ресурсы для получения информации выбирает молодежь до 35 лет, так ответили 59% опрошенных. Поколение постарше продемонстрировало такие результаты: 36-50 лет – 47%, старше 51 года – 20%.
Несмотря на высокий уровень недоверия украинцев к средствам массовой информации, 31% респондентов заявили, что никогда не проверяют полученные ведомости. 38% опрошенных периодически сопоставляют факты путем сравнения нескольких источников информации. Самыми бдительными оказались 5% респондентов, которые всегда проверяют новость.
Вот такой результат получили исследователи в ходе опроса. Как видим, мнение разделилось на несколько лагерей, что связано с возрастом и социальным статусом участников. Значительный процент граждан испытывают недоверие к тому, что говорят с экранов телевизора и подают на веб-ресурсах. Особенно остро эта проблема стоит в период проведения предвыборной кампании депутатами, когда слова не соответствуют делам.