Президентские выборы в Украине завершились, и накануне парламентских политики продолжают уверять в своих возможностях улучшить жизнь рядовых граждан, в том числе снизить тарифы на коммунальные услуги.
Тем не менее многие эксперты экономической отрасли настроены к таким заявлениям достаточно скептично, поскольку считают неизбежным следующий виток повышения стоимости на ЖКУ. Кроме того, с 1 мая вступил в силу закон «О жилищно-коммунальных услугах», в котором предусмотрены новые, более жесткие, нормы.
Каких изменений стоит ожидать во втором полугодии 2019, и как теперь украинцы будут платить за коммуналку — рассмотрим в данной статье.
Основные положения нового закона
В связи с подорожанием стоимости газа в начале года многие потребители накопили задолженность по жилищно-коммунальным услугам. Вступивший с 1 мая закон добавил должникам новые неприятности.
В новой редакции предусмотрены следующие нормы:
- введение абонентской платы за основные ЖКУ;
- начисление пени за просрочку платежей;
- разрешение представителям коммунальных служб заходить в жилище потребителей;
- право обслуживающих предприятий отключать ЖКУ за неуплату;
- взыскание штрафов с коммунальных служб за незаконное отключение абонента от услуг.
Пеня в размере 0,01% от суммы долга будет начисляться за каждый день просрочки, если потребитель не оплатит коммуналку до 20-го числа текущего месяца. При этом сумма неустойки не может превышать 100% задолженности.
Есть несколько юридических нюансов, с помощью которых можно избежать санкций. Например, если абонент сможет документально доказать, что ему задержали зарплату. Также поставщики услуг не имеют права начислять пеню, если абонент не заключил с ними договор. В таком случае она будет насчитываться только на долг, образованный после подписания.
Тем не менее при несвоевременной оплате коммунальные услуги могут отключить (кроме газа и электричества, согласно законодательству).
Такая же мера наказания грозит потребителям, которые не допускают проверяющих к счетчикам. Поэтому не стоит препятствовать их вхождению в жилище.
Абонплата предусмотрена за такие услуги:
- водоснабжение (горячая и холодная вода);
- отопление;
- вывоз мусора.
Квартплата, газ и электроэнергия оплачиваются согласно установленных тарифов и условий договоров, заключенных с поставщиками услуг.
Как изменится стоимость на ЖКУ?
Одним из условий получения нового транша МВФ по программе stand-by в июне 2019 года было повышение цены на газ на 15,2% с 1 мая, а также на базовые коммунальные услуги. Однако представители новой власти посчитали нецелесообразным делать еще большую нагрузку на население из-за прошлых договоренностей.
В апреле Кабмин принял решение, согласно которому бытовые потребители будут оплачивать газ по сниженному тарифу, то есть 8247 грн. за тыс. м3 (до этого периода цена составляла 8550 грн. за тыс. м3). Меньше теперь платят и промышленные пользователи услуг газоснабжения — на 19,1-23,6%, то есть 7188-7479,60 грн. за тыс. м3. Тариф зависит от того, употребил такой абонент до 50 тыс. м3 или больше.
Некоторые финансовые аналитики считают действия властей угрозой для сотрудничества с МВФ и чистым популизмом, который используется в качестве инструмента для победы на парламентских выборах.
Другие эксперты настроены более оптимистично, утверждая, что данное решение соответствует целям рыночного ценообразования на голубое топливо, а также никоим образом не противоречит обязательствам перед МВФ.
Запланированное ранее повышение стоимости на горячую воду, тепло и электричество также не введено в действие.
Как будет функционировать система субсидий?
С начала 2019 года был запущен пилотный проект монетизации субсидий, который использует два механизма. Первый предполагает, что субсидиант сможет получить деньги наличными. Второй предусматривает начисление помощи на банковский счет, открытый в Ощадбанке. С него граждане смогут рассчитываться за коммунальные услуги. Остаток денег по завершению отопительного сезона абоненты могут потратить на свое усмотрение.
Однако не стоит рассчитывать на то, что можно будет сэкономить на потреблении ЖКУ. Социальные нормы, которые используются при расчете субсидий, значительно сокращены по сравнению с предыдущим годом. Это, в свою очередь, стало причиной уменьшения числа субсидиантов. Данный проект является экспериментальным, и пока не совсем понятно, каких глобальных результатов от его действия можно ожидать.
Будем надеяться, что новое правительство страны учтет ошибки своих предшественников и сможет сделать коммунальные услуги более доступными для населения без угрозы экономике Украины.