Мало кто может с уверенностью сказать, что покупает все товары исключительно на рынке или в магазине. Большинство украинцев перед тем как совершить покупки, анализируют, где выгоднее это сделать. Выгода заключается не только в стоимости, но и в качестве, ассортименте продуктов, а также в удобстве процесса закупок.
Показатели спроса рыночных и магазинных товаров
Согласно социальным опросам более 50% украинских граждан делают покупки на рынках. 43% опрошенных предпочитают магазины из категории «у дома», а также регулярно посещают супер- и гипермаркеты, а 7% респондентов постоянно совершают покупки в маленьких киосках и ларьках.
Однако такой показатель нельзя назвать исключительно достоверным, поскольку те же опрошенные люди делают закупки как на рынках, так и в маркетах разного уровня. По мнению экспертов, которые исследуют данный вопрос, все больше украинцев отдают предпочтение «цивилизованной рознице». Даже пенсионеры, которые привыкли исключительно к рынку, оценили качество обслуживания и удобства больших магазинов, а также научились использовать разнообразные акции и другие предложения торговых точек.
Критерии выбора между магазинами и рынком
Выбор покупателя зависит от того, какие именно товары ему необходимы. Большой спрос на различные продукты есть как в магазинах, так и на базарах. В период новогодних, майских или других праздников в супермаркетах негде яблоку упасть. На рынке такая же ситуация в праздничные дни.
Некоторые продукты даже самые заядлые поклонники «цивилизованной розницы» предпочитают закупать на базарах. К таким товарам относятся картофель, морковь, лук, другие овощи, фрукты и зелень. На рынке их можно приобрести в большем объеме по более низкой цене. Однако и в магазинах эту продукцию возможно купить на достаточно выгодных условиях, к тому же в презентабельном виде и удобной расфасовке. Такие факторы склоняют многих покупателей делать выбор в пользу маркетов. Иногда цены на одни и те же продукты в магазинах и на рынках разнятся в несколько раз. Например, замечено, что зелень на базаре с недавних пор стоит очень дорого. В некоторых супермаркетах она на треть дешевле, отборная, свежая и удобно упакована. В то же время картофель в магазинах часто выглядит достаточно плохо, чего не увидишь на рынке, где такой товар не залеживается и стоит значительно дешевле.
Мясо-молочные продукты многие люди предпочитают покупать в маркетах, полагаясь на улучшенные условия хранения и высокое качество продукции. На рынке с этим, как известно, всегда существовали проблемы, ведь руки и одежда продавцов, обвальщиков мяса далеко не всегда отвечают санитарным нормам. Кроме того, на рынках часто бегают кошки и собаки, которые являются разносчиками микробов, собственно, как и большое скопление людей. В супермаркетах мясные и молочные продукты выглядят привлекательнее, аккуратно расфасованы и продаются в закрытом виде. Однако, как уже стало известно благодаря многим телепередачам, дела с санитарией в них обстоят не намного лучше, чем на рынке.
К тому же, многие покупатели все же предпочитают употреблять домашние молочные продукты и мясо, которое разделывают сразу при них, поэтому отовариваются данными продуктами на базарах.
Что касается товаров не первой необходимости, то их чаще всего приобретают в маркетах, где искусно работает мерчайдайзинг. Самые бесполезные вещи всегда в наиболее обозреваемом месте с яркими ценниками и другими маркетинговыми атрибутами. Это весьма действенная уловка для покупателей, как показывает практика.
Время или деньги?
Эксперты, проанализировав статистические данные, пришли к выводу, что людям более обеспеченным, не имеющим много свободного времени, выгоднее совершать покупки в маркетах. Для них важнее экономия времени, возможность отовариться в одном месте, удобная парковка, отсутствие столпотворения и качественный сервис.
Рынок предпочтителен для людей, которые умеют и знают где приобрести необходимые товары по самым низким ценам. Неразбериха, большое количество покупателей и недостаточная организованность размещения продукции не играет для них особой роли. Некоторым людям это даже нравится, ведь они могут пообщаться, а также поторговаться, чего точно не сделаешь в супермаркете. Это один из больших плюсов базаров.
Вывод: «цивилизованная розница» действительно прогрессирует, однако рынки украинцам наверняка будут нужны всегда. Ведь процесс покупок дает возможность не только выбрать необходимый товар, но и ощутить особую рыночную атмосферу. Кроме того, большую часть продукции все-таки экономнее приобретать на базаре, что немаловажно ввиду того, что цены на товары только растут при том же уровне доходов украинского покупателя.