Сегодня в Украине и во всем мире проводятся тысячи экспериментов, исследований и опросов. Со всех сторон мы только и слышим, что “провели финансовое исследование”, “прошел опрос”, “согласно статистическим данным такого-то эксперимента”. Что на самом деле скрывается под этими громкими словосочетаниями?
Мало кто задумывается над правдивостью подобной информации, ведь люди очень доверчивы. Как проверить данные исследователей, могут ли нас обманывать – постараемся разобраться.
Критерии качества исследователя
Люди гонятся за брендами, покупают дорогие вещи от модельеров с мировым именем, пользуются элитной косметикой. Отдают за это все космические суммы, хотя можно купить аналогичный товар по более низкой цене. Они покупают не качество, а имя производителя!
Похожая ситуация наблюдается и среди социологических групп. Чем громче ресурс, тем больше у него читателей и посетителей. На доверие людей к источнику информации влияет:
- членство компании в какой-то важной ассоциации;
- известность бренда.
Вот два главных нюанса, на которые обращает внимание читатель. Однако никто не знает, что скрывается за популярностью исследователя. Известность бренда чаще всего зависит от его денежного оборота.
Может ли популярный бренд выполнить плохое расследование? Может. Точно так же, как и маленькая фирма может провести первоклассный эксперимент. Известность и популярность еще ни о чем не говорят!
Как нас обманывают?
Есть несколько самых распространенных способов обмана людей, то есть подачи информации в нужном исследователю свете.
Фальсификация по-быстрому
Исследователи берут уже существующий рейтинг и подкручивают цифры в нужном для себя направлении. Забирают несколько баллов у врага, добавляют пару лишних себе. Схема максимально проста, главная ее цель – повлиять на общественное мнение. Как правило, такие рейтинги абсолютно не чувствительны к переменам, они стабильно показывают одно и то же. Это легко заметить, сравнив таблицу на протяжении некоторого времени.
Рисуем по шаблону или картина маслом
Имеется 100 анкет, заполненных респондентами, которых недостаточно для заказчика исследования. Агентство делает из этого количества 2000 или 3000 анкет, то есть фальсифицирует. Главная цель – сократить себестоимость такого исследования и выиграть время, которого на подделку понадобиться меньше, чем на настоящий сбор информации. Кроме этого, такие хитрые компании выигрывают тендеры из-за сниженной стоимости, которую они предлагают.
Царская фальсификация
Этот способ не приносит грандиозного результата, как предыдущие, но и не отличается большой сложностью. Проводится исследование, которое действительно требует времени, сил и денег. А вот результаты, полученные в ходе опроса, фальсифицируются. Это происходит путем подмены настоящих данных за счет таких ответов как “не определился” или “затрудняюсь ответить”. Именно с этой колонки голоса стремительно переходят в ту колонку, которую хочет увеличить исследователь. В итоге он получает не правдивый, а заказной результат.
Отметим, что подделку может также обеспечить манипулирование с помощью правильной постановки вопроса и набора вариантов ответа. Этот способ позволяет добиться желаемого результата, не выходя за рамки приличия.
Сюда относятся следующие методы влияния на респондентов:
- Широкая трактовка терминов – люди могут расплывчато понимать суть вопроса, что в интересах исследователя.
- Метод “политологического тыка” – респонденту предлагают множество близких вариантов, что в итоге предоставит возможность исследователю выбрать нужный для себя результат.
- Метод “пиаровского тыка” – во время опроса человеку дают такую анкету, которая заставляет его по инерции отвечать «да» или «нет». После этого исследователь выбирает выгодный ответ и публикует в качестве общественного мнения.
Подведем итоги. Как вы уже поняли, любое исследование можно сфальсифицировать. Для этого есть немало способов и методов, которыми не гнушаются многие компании. Однако есть и хорошие новости – создать подделку незаметно практически невозможно. Если постараться, то легко можно определить все недочеты.