Первая встреча с работодателем – очень волнительное событие. У многих коленки начинают дрожать с самого утра, сразу после осознания того, что День Икс настал. Других волнение накрывает уже во время разговора: подводит голос; забывается наизусть вызубренная речь. Банальная просьба интервьюера «Расскажите о себе» кажется каким-то мегасложным заданием из области тригонометрии.
Как пережить день собеседования? Как не растерять уверенность в себе по дороге на потенциальную работу? Как понравиться HR-менеджеру? Что можно говорить, а о чем лучше помолчать. Психологи разработали целый комплекс советов, следуя которым вы сможете презентовать себя работодателю в лучшем свете.
Подготовьтесь к собеседованию заранее
Заблаговременно напишите краткий рассказ о себе. Перечитайте резюме, информацию о вакансии, сопроводительное письмо. Подумайте, что хочет услышать будущий собеседник, о чем вы уже говорили и что необходимо подчеркнуть. Начните с образования, упомяните о навыках и опыте работы. Расскажите, что у вас получается делать лучше всего, как бы вы хотели себя реализовать на новом месте, и какую пользу могли бы принести компании. В конце перечислите свои карьерные цели.
Помните: рассказ должен быть кратким, честным и последовательным; работодатель не захочет слушать 10-минутную речь о ваших навыках, научных званиях и достижениях.
Прорепетируйте речь
Перечитайте несколько раз вслух все, что вы написали. Отдельные фрагменты можно выучить наизусть. Запомнить последовательность предложений поможет шпаргалка с тезисами. Подумайте, какие вопросы может задать вам интервьюер, и заранее подготовьте на них ответы.
Факт! Репетиции перед зеркалом придадут уверенности на собеседовании, поскольку вы будете знать, как выглядите со стороны.
Выдохните
Как бы сложно это не казалось, постарайтесь расслабиться и ни о чем не волноваться. Вы хорошо подготовились, поэтому во время встречи с работодателем ничего плохого не случится. Пусть утро Дня Икс начнется как обычно: с зарядки, любимой музыки, вкусного завтрака. Вы должны чувствовать себя отдохнувшими и вдохновленными на новые начинания!
Ведите себя естественно
Войдите в офис уверенным шагом: не оборачивайтесь и не вертите головой. При общении с менеджером будьте приветливы, допустима легкая улыбка. Возможно, перед началом интервью руководитель захочет поговорить с вами о погоде или об уходе за цветами, которые стоят на его окне. Поддержите беседу, но сильно не отводите разговор в сторону.
Смотрите в глаза
Старайтесь смотреть работодателю в глаза. Взгляд должен быть спокойным, заинтересованным, но не навязчивым. Если вы будете смотреть в пол или по сторонам – это выдаст ваше волнение.
Совет: не делайте лишних движений: теребить руки, без конца поправлять волосы, болтать ногами строго-настрого запрещено!
Делайте поменьше пауз
После слов «Расскажите о себе» на «подумать» у вас будет всего несколько секунд. Затянувшаяся пауза может вызвать мысль о том, что вы не готовились к собеседованию. Во время рассказа четко следуйте своему плану: говорите то же самое, что и дома. Не перескакивайте с первого пункта на шестой и не вставляйте дополнительных сведений. Если работодатель захочет узнать больше, он обязательно об этом скажет.
Список возможных вопросов
После завершения самопрезентации обычно начинаются вопросы. Отвечая на них, будьте честными, сконцентрируйтесь и подумайте, насколько важна для вас новая работа.
Вопросы могут быть следующими:
- Где вы работали до этого?
- Как у вас складывались отношения с начальством?
- Вы сами ушли или вас уволили? Почему?
- Что вас не устраивало на прежнем месте работы?
- Расскажите о самых серьезных ошибках, которые вы допускали в работе. Что бы вы хотели исправить, если бы можно было вернуть время назад.
- Что вы знаете о нашей организации? Почему выбрали именно нас?
- Перечислите свои сильные стороны и недостатки.
- Почему мы должны взять на работу именно вас?
- Что у вас получается делать лучше всего? Какие задания вы выполняете с удовольствием?
- На какой оклад вы рассчитываете?
Нередко работодатели задают вопросы с подковыркой. Не думайте, что таким образом вас пытаются загнать в угол и лишить шанса на желаемую должность. Приглашая в компанию нового человека, каждый руководитель хочет знать насколько серьезно он готов относиться к работе, какие у него жизненные ценности и цели.
Примеры
- Завтра вашему сыну исполняется 10 лет. Планируется серьезное семейное мероприятие. Вдруг звонят с работы и говорят, что нужно срочно ехать в командировку на три дня. Ваши действия?
- Вы спешите на работу. Тут звонит лучший друг, говорит, что попал в беду и просит приехать. Как вы поступите? Что для вас важнее: опоздать на работу или помочь товарищу?
Чтобы дать достойный ответ, психологи советуют искать альтернативу. К примеру на второй вопрос можно ответить так:
«Если проблема не слишком серьезная, я попрошу кого-то из своих знакомых помочь другу. Если вопрос не терпит отлагательств, позвоню на работу и предупрежу, что опоздаю».
Совет: придите в назначенное место на 10-15 минут раньше. Так вы сможете осмотреться, повторить подготовленную речь, создать впечатление ответственного и пунктуального человека.
Надеемся, что наши рекомендации станут для вас полезными и помогут получить работу мечты!