Как показали социологические исследования, среднестатистический взрослый человек треть своей жизни проводит на работе. Поэтому очень важно, чтобы это времяпрепровождение было комфортным. А это уже зависит не только от рабочего процесса, но и еще от взаимоотношений в коллективе.
Деловые отношения и общение предполагают соблюдение особых этических норм. Каких именно — рассмотрим в нашем рейтинге правил этикета делового общения.
ТОП-10 норм этикета делового общения
Деловой этикет — одна из подкатегорий этики, которая характеризует уровень воспитания, образованности и личностных качеств человека в его рабочей среде. Несколько правил делового общения помогут сформировать приятный микроклимат в коллективе и повысить уровень профессионализма каждого сотрудника.
Приветствие и представление
Приветствие — очень важная часть этикета, и от того, как его воспримут, во многом зависит ваша репутация.
Начиная разговор вживую или в телефонном режиме, в первую очередь представьтесь и поинтересуйтесь, может ли ваш собеседник в данное время разговаривать. Если у него такой возможности нет в силу каких-либо обстоятельств, уточните время, когда с ним можно пообщаться или попросите перезвонить вам.
Не перебивайте собеседника
Не важно в роли кого вы пребываете: начальника или обычного работника. Ни в коем случае нельзя перебивать собеседника, даже если его речь кажется вам несуразной, а информация неактуальной. Обязательно дослушайте до конца и корректно выскажите свою точку зрения.
Нельзя на предложения подчиненных сразу отвечать отказом
Если у вас нет времени, плохое настроение или предложение сотрудника с первых слов кажется вам абсолютно никудышним, это не повод сразу отказывать. Дослушайте инициативу до конца и пообещайте, что подумаете над этим. Коллеге будет приятно, что его выслушали, а у вас будет возможность поразмыслить: может действительно стоит обратить внимание на данное предложение.
Не разговаривайте по телефону в присутствии других сотрудников
Во время рабочих процессов, особенно требующих концентрации внимания, посторонние телефонные разговоры могут стать весомой помехой. Личные беседы со своими близкими или друзьями лучше проводить без свидетелей. Не стоит посвящать всех вокруг в нюансы своей жизни и мешать коллегам выполнять свою работу.
Обязательно отвечайте на деловые письма
Очень часто важные рабочие вопросы решаются посредством электронной почты. И в таких ситуациях своевременный ответ порой решает многие вопросы. Если вы проигнорируете или решите повременить с этим, то заставите отправителя переживать. Ответьте адресату хотя бы коротким «ок», чтобы он знал, что его письмо принято во внимание.
Не обращайтесь к сотрудникам на «ты» без обоюдного согласия
«Тыканье» — это плохая традиция, которую многие почему-то считают современной тенденцией. Без обоюдной договоренности обращаться к человеку на «ты» абсолютно неэтично. Старайтесь называть на «вы» даже юных сотрудников. Это позволит им чувствовать себя более уверенно и поднимет их авторитет в глазах окружающих.
Не курите, не жуйте и не пейте во время беседы
Говорить с полным ртом по телефону или воочию с коллегами — не просто неэтично, а недопустимо. Если вы хотите перекусить, то отложите дела и ответьте на звонки после трапезы. То же самое касается курения. Никому не будет приятно слышать чавканье, пыхтение или видеть вас жующим с запахом еды.
Уважайте чужое мнение
Сотрудники должны соблюдать не только субординацию, но и уважение между собой. Это же касается и руководителя. Хамить, оскорблять или унижать кого-либо из коллектива морально-неэтично. Взаимное уважение — залог положительных отношений в любой команде.
Следите за грамотностью своей речи
Этикет делового общения предусматривает грамотное, структурированное и логичное изложение мыслей. Не используйте в устном или письменном общении нецензурный и жаргонный сленг. Даже если вам об этом не скажут, воспринимать вас будут не серьезно. А это уже преграда для продвижения по карьерной лестнице и прочих перспектив.
Не участвуйте в сплетнях и заговорах
Очень часто сотрудники любят посплетничать о своих коллегах и руководстве. Обсуждать кого-либо за спиной — удел духовно бедных и беспринципных людей. Откажитесь слушать и принимать участие в таких мероприятиях. Возможно найдутся сторонники вашей позиции, и вместе вы сможете сформировать приятную рабочую обстановку.
Если вы хотите быть успешным и вызывать к себе уважение в коллективе или сотрудничестве, начните с делового общения. Соблюдайте вышеперечисленные правила этикета, и пусть воспитанность и положительные личностные качества станут вашей отличительной чертой, которая приведет к большим достижениям!