В последние два года микрокредитование является одной из самых быстрорастущих сфер бизнеса. Люди перестали настороженно относиться к новым финансовым компаниям и кредитным продуктам.
Сейчас украинцы более уверенно смотрят в завтрашний день и стараются обеспечить себе комфортное качество жизни. Благодаря микрозаймам потребители могут эффективно решить текущие материальные вопросы без особых усилий и бюрократической волокиты.
Насколько изменился рынок микрокредитования в 2019 году, и какие перспективы его ожидают — рассмотрим в данной статье.
Как развивалась сфера быстрых кредитов в Украине?
Достаточно сложно определить, когда появилась первая микрофинансовая компания и как именно называлась. Еще в 90-х годах прошлого века начали работать организации, которые давали в долг на короткий срок без особых требований к заемщикам. С их помощью люди могли взять небольшую сумму денег, чтобы покрыть непредвиденные расходы.
Таких учреждений было немного. Одни приходили на смену другим и так же быстро закрывались. Государство никак не регулировало деятельность этих организаций. Поэтому рядовые граждане опасались пользоваться микрокредитами. Обычно люди брали их только в экстренных случаях.
С 2010 года на украинском рынке официально заработали первые микрофинансовые компании. А уже через год МФО стали массово переходить в онлайн-режим. Некоторые из них даже не открывали отделения, а сразу предлагали свои услуги в Интернете.
В 2013-2014 годах онлайн-кредиты обрели настоящую популярность. Потребители начали относиться к ним спокойно и с интересом. Кроме МФО микрозаймы без справок о доходах, залогов и поручителей стали выдавать банки. Ранее они специализировались только на крупных долгосрочных ссудах.
Согласно статистическим данным, с 2015 по 2018 год украинцы ежемесячно оформляли около 24-26 тысяч микрозаймов. В среднем сумма по ним составляла 3-4 тыс. грн. Воспользоваться услугами МФО становилось все проще, а количество самих организаций стремительно увеличивалось.
Статистика рынка микрокредитования в 2019 году
На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 100 компаний, которые предоставляют деньги в долг посредством Сети. Их деятельность регулируется Нацкомфинуслуг. Данная организация устанавливает правила кредитования, выдает лицензии и разрешения на деятельность МФО.
Статистика за 2019 год свидетельствует о повышении спроса на услуги микрофинансовых компаний. Анализ основных показателей выглядит следующим образом:
- население оформило около 360 тысяч кредитов;
- только за первый квартал 2019 года выдано 5 млрд грн.;
- размер займа в среднем составляет 5 тыс. грн.;
- заемщики, которые обращаются в МФО впервые, получают от 3 до 7 тыс. грн.;
- количество постоянных клиентов (пользуются микрозаймами не менее 1 раза в год) достигло 300 тысяч человек.
В этом году рынок микрокредитования вырос на 35% по сравнению с 2018. Такой прогресс означает, что данная сфера услуг актуальна и востребована среди населения.
С недавних пор в МФО стали инвестировать банки. Так они пытаются охватить тот комплекс клиентов, которых интересуют именно онлайн-займы.
Каких перемен стоит ожидать на рынке в ближайшем будущем?
Аналитики прогнозируют, что уровень выдачи микрозаймов будет расти и далее. Микрофинансовые организации постепенно расширяют спектр своих услуг. Топовые МФО анонсируют нововведения уже с начала 2020 года. В частности, они планируют:
- введение специальных программ для малого бизнеса;
- выдачу крупных кредитов под залог имущества;
- включение в сферу деятельности лизинговых услуг;
- снижение процентных ставок.
Стоит отметить, что за 2019 год увеличился и уровень невозврата онлайн-займов. Это связано с безответственностью потребителей. Многие считают, что электронный договор не имеет юридической силы, поэтому можно не оплачивать долг по кредиту.
Некоторые клиенты используют заемные средства нерационально, поэтому им приходится снова брать взаймы, чтобы погасить задолженность по предыдущим обязательствам.
Несмотря на подобные трудности, микрофинансовые компании стараются сделать свои услуги более доступными, а условия еще лояльнее. Это позволяет им привлекать новых клиентов, развиваться и эффективно конкурировать на рынке.